четверг, 9 апреля 2020 г.

Для 3 курса ДБО Лекция за 14.04.20: Транспортные преступления


Общая характеристика преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортные преступления)
Видовым объектом преступлений, предусмотренных Главой 27 УК РФ, является совокупность общественных отношений по поводу безопасности движения и эксплуатации водного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.
Дополнительным объектом многих транспортных преступлений являются интересы жизни и здоровья личности, собственности. Предметом транспортных преступлений являются различные виды транспорта. В уголовном праве под транспортом понимается транспортное средство, предназначенное для перевозки людей и(или) грузов. К транспортным средствам следует отнести различные виды железнодорожного, воздушного, морского, речного транспорта, все виды автомобилей, трактора и иные самоходные машины, трамваи, троллейбусы, мотоциклы и другие механические транспортные средства. Характеристика каждого из названных видов транспорта дается в ведомственных нормативных актах.
Правовые основы обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта регламентированы Воздушным кодексом РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ, федеральными законами от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», другими законами и подзаконными правовыми актами.
С объективной стороны транспортные преступления могут совершаться как путем действия (например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ)), так и бездействия (например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ)). Особенностью преступлений, посягающих на безопасность использования транспортных средств является то, что диспозиции норм УК РФ, определяющих их признаки, являются бланкетными.
Транспортные преступления, как правило (за исключением ст. 270 и 271 УК РФ), – материальные составы. Для квалификации деяния необходимо наступление указанных в законе общественно опасных последствий. В уголовном законе в качестве общественно опасных последствий выделяются: причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.
Субъективная сторона ряда транспортных преступлений имеет смешанную форму вины. Транспортные преступления как бы состоят из административного или дисциплинарного правонарушения, совершенного умышленно, и причинения преступных последствий, в отношении которых установлена неосторожная форма вины.
Субъект транспортных преступлений – специальный, т.е. лицо, управляющее транспортным средством, или иное лицо, профессионально обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, в том числе обеспечивать его безопасную эксплуатацию (ст. 263, 263.1, 264, 264.1, 266, 268–271 УК РФ).
Возраст уголовной ответственности за транспортные преступления, в основном, 16 лет. Исключение составляет преступление, предусмотренное ст. 267 УК РФ, субъектом которого является лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Характерной особенностью транспортных преступлений также является то, что некоторые из них относятся к посягательствам, нарушающим международные конвенции, в которых участвует Российская Федерация (например, ст. 270, 271 УК РФ).
Закрепленные в уголовном законодательстве нормы ст. 270, 271 УК РФ вытекают из положений конвенций, основными из которых являются: Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море (Брюссель, 23 сентября 1910 г.), Конвенция об открытом море (Женева, 29 апреля 1958 г.), Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.), Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 г.), Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.), Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г.).
Выделяют следующие группы транспортных преступлений:
·      транспортные преступления, непосредственно связанные с движением и эксплуатацией транспортных средств (ст. 263, 263.1, 264, 264.1 УК РФ);
·      иные преступления в сфере обеспечения безопасного функционирования транспорта (ст. 266–268 УК РФ);
·      конвенционные транспортные преступления (ст. 270, 271 УК РФ).
НА ЭКЗАМЕН Я ВЫНОШУ ТОЛЬКО ПЕРВУЮ ГРУППУ ПО ОСТАЛЬНЫМ МНЕ ДОСТАТОЧНО ЗНАНИЙ ИЗ УК РФ И ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ!!!!
Транспортные преступления, непосредственно связанные с движением и эксплуатацией транспортных средств:
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ)
Основной непосредственный объект данного преступления – общественные отношения в сфере безопасного функционирования железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена. Дополнительным непосредственным объектом могут быть жизнь, здоровье человека, отношения собственности.
Под безопасностью функционирования транспорта понимается такое состояние транспортной деятельности, которое исключает причинение вреда жизни и здоровью людей, транспортным средствам, материальным ценностям, природной среде и обеспечивается мерами экономического, технического, организационного и правового характера.
Предметом преступления являются такие виды транспорта, как железнодорожный, воздушный (морской и внутренний водный), метрополитен.
Железнодорожный транспорт представляет собой производственно-технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего и необщего пользования, железнодорожный подвижной состав (локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны и др.), устройства электроснабжения, сети связи, системы управления движением, сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, а также иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Не относятся к железнодорожному транспорту шахтные, внутрицеховые транспортные средства (электровозы, вагонетки), выполняющие чисто производственные функции, связанные с технологическим процессом.
Объективная сторона включает совершение любого из следующих деяний:
·      нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, метрополитена за исключением случаев, предусмотренных ст. 271.1 УК РФ.
·      отказ лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, от исполнения своих обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом.
Под нарушением правил безопасности движения понимаются различного рода отступления от установленного порядка управления транспортом. Нарушение правил эксплуатации означает несоблюдение установленных требований, обеспечивающих безопасное использование железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена. Нарушение правил эксплуатации транспорта включает в себя как нарушение правил безопасности эксплуатации самого транспортного средства, так и нарушение правил эксплуатации тех систем и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
Нарушения правил безопасности движения могут, в частности, выражаться в проезде поезда на запрещающий сигнал светофора; превышении скорости движения железнодорожного состава на опасных участках пути; несоблюдении пилотом самолета маршрута полета;
неправильном маневрировании капитаном морского или речного судна при прохождении проливов, при встрече с другими судами и т.п.
Нарушение правил эксплуатации предполагает: использование транспортного средства не по назначению; выпуск локомотива на линию с неисправными тормозами; непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и т.п.
Отказ от исполнения трудовых обязанностей означает незаконное прекращение трудовой деятельности лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта и метрополитена. В соответствии со ст. 413 ТК, ст. 52 Воздушного кодекса РФ забастовка или иное прекращение трудовой деятельности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций являются незаконными и не допускаются в случае, если их проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью граждан.
Состав преступления материальный. Обязательным признаком объективной стороны преступления являются последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба (на сумму, превышающую 1 млн руб.).
Субъект специальный – лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта или метрополитена. Им может быть любой работник железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта или метрополитена (машинист локомотива, капитан судна, диспетчер или иное лицо, отвечающее за обеспечение правил безопасности при эксплуатации подвижного железнодорожного состава, и т.п.).
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины; преступление может быть совершено как по легкомыслию, так и по небрежности.
В качестве квалифицирующего признака в ч. 2 ст. 263 УК РФ указано последствие в виде причинения по неосторожности смерти одному человеку, а в качестве особо квалифицирующего признака (ч. 3 ст. 263 УК РФ) – в виде причинения по неосторожности смерти двум или более лицам.
Нарушение требований в области транспортной безопасности (ст. 263.1 УК РФ)
Основной непосредственный объект – общественные отношения по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах от актов незаконного вмешательства, т.е. противоправных действий (бездействий), угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса. Дополнительным непосредственным объектом являются жизнь, здоровье человека, отношения собственности.
В п. 4 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Минтранс России, ФСБ России, МВД России от 05.03.2010 № 52/112/134.
К таким потенциальным угрозам относятся: угроза захвата, взрыва, поражения опасными веществами, блокирования и др.
Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Транспортные средства – воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (п. 11 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности»).
Требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры (ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности»).
В частности, физическим лицам, следующим либо находящимся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, запрещается: проносить (провозить) в зону транспортной безопасности предметы и вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве; препятствовать функционированию технических средств обеспечения транспортной безопасности, расположенных в зоне транспортной безопасности; предпринимать действия, имитирующие подготовку к совершению либо совершение актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства.
Объективная сторона (ч. 1 ст. 263.1 УК РФ) включает в себя совершение деяния в виде неисполнения требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах и последствий – причинения тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба; причинную связь между деянием и наступлением последствий. Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
Субъект – лицо, достигшее возраста 16 лет, не соблюдающее требования транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (например, водитель транспортного средства и т.п.).
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины; преступление может быть совершено как по легкомыслию, так и по небрежности.
В ч. 2 ст. 263.1 УК установлена ответственность за совершение деяния специальным субъектом – лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.
Лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, это лицо, на которое в установленном порядке возложена обязанность по соблюдению требований транспортной безопасности (например, руководитель предприятия, структурного подразделения).
Квалифицированные виды (ч. 3 ст. 263.1 УК РФ) – совершение деяния группой лиц по предварительному сговору; с причинением смерти человеку по неосторожности.
Особо квалифицированные виды (ч. 4 ст. 263.1 УК РФ) – совершение деяний организованной группой, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)
Основной непосредственный объект анализируемого преступления – общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Вместе с тем при совершении данного преступления вред причиняется и другим правоохраняемым объектам: личности гражданина и собственности. Однако эти общественные отношения выступают лишь в качестве дополнительного непосредственного объекта. Предметом преступления являются автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Согласно примечанию 1 к ст. 264 УК РФ под другими механическими транспортными средствами понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25, под механическими транспортными средствами понимаются автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, квадроциклы, мопеды, иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право, а также трактора, самоходные дорожностроительные и иные самоходные машины.
Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, автокраны, автопогрузчики, комбайны и т.п.). Все эти самоходные машины рассматриваются как транспортные средства только во время их движения по улицам и дорогам. Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется установленным правилам.
При привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ должен быть установлен сам факт нарушения правил. Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1999 № 1090 (в ред. от 27.08.2018 г.), являются единым нормативным актом, устанавливающим порядок дорожного движения на всей территории России. Правила учитывают, что регулирование эксплуатации транспорта, отдельные особенности движения и перевозок грузов могут быть установлены и другими нормативными актами.
Объективная сторона состоит в нарушении правил дорожного движения, правил эксплуатации и факта наступления определенных вредных последствий.
Нарушение правил дорожного движения заключается в невыполнении или в ненадлежащем выполнении лицом, управляющим транспортным средством, правил безопасного дорожного движения (например, превышение скорости, неподчинение сигналам светофора, выезд на полосу встречного движения и т.д.).
Нарушение правил эксплуатации транспортных средств заключается в невыполнении или в ненадлежащем исполнении лицом установленных норм технической эксплуатации транспортного средства (например, эксплуатация технически неисправных транспортных средств, нарушение правил перевозки пассажиров и грузов, использование транспорта не по назначению и т.д.).
Обязательным признаком объективной стороны преступления является преступное последствие – причинение тяжкого вреда здоровью человека. Непременное условие ответственности по ст. 264 УК РФ – причинная связь между указанными в законе нарушениями правил и наступившими общественно опасными последствиями.В ситуациях, когда наступление вредных последствий вызвано уголовно-противоправным поведением водителя в сочетании с определенными «техническими» причинами: дефектами транспортных средств или дороги, дорожных сооружений, особыми условиями погоды и другими причинами, не зависящими от воли людей и не связанными с их поведением, возникает необходимость определить роль и значение каждого из этих условий в причинении вредного результата, установить степень участия водителя в возникновении ДТП.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст. 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.
Субъект – лицо, достигшее 16-летнего возраста и непосредственно управляющее транспортным средством. Им признается как профессиональный водитель, так и лицо, не имеющее водительских прав: как гражданин, которому транспортное средство было вверено по работе, так и лицо, самовольно воспользовавшееся чужим автотранспортным средством.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины; преступления могут быть совершены как по легкомыслию, так и по небрежности. В п. 15 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 специально указано, что при установлении хотя бы косвенного умысла на причинение таких последствий содеянное квалифицируется как соответствующее умышленное преступление против жизни и здоровья (ст. 105, 111–112 УК РФ).
Квалифицированные и особо квалифицированные виды преступления – причинение по неосторожности смерти человеку (ч. 3 ст. 264 УК РФ), смерти двум и более лицам (ч. 5 ст. 264 УК РФ).
В ч. 2 ст. 264 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, если оно совершено лицом, управляющим транспортным средством в состоянии опьянения, либо сопряжено с оставлением места его совершения. Согласно примечанию 2 к ст. 264 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в трех случаях:
·      при установлении факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством РФ об административных правонарушениях;
·      при наличии в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
·      в случае, когда лицо, управляющее транспортным средством, не выполнило законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
Для наступления ответственности по ч. 2 ст. 264 УК РФ также необходимо наступление последствий в виде неосторожного причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего.
Квалифицированные и особо квалифицированные виды – причинение по неосторожности смерти человеку (ч. 4 ст. 264 УК РФ), смерти двум и более лицам (ч. 6 ст. 264 УК РФ) лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо сопряженное с оставлением места совершения деяния.
Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ)
Непосредственным объектом преступления является совокупность общественных отношений по поводу безопасности движения транспортных средств.
Объективную сторону преступления образует сам факт управления автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения.
Уголовная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения по ст. 264.1 УК РФ наступает при наличии одного из следующих условий:
·      лицо ранее подвергалось административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения в соответствии со ст. 12.8 КоАП РФ;
·      лицо ранее подвергалось административному наказанию за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в соответствии со ст. 12.26 КоАП РФ;
·      лицо имеет непогашенную (неснятую) судимость за совершение преступления в состоянии опьянения, предусмотренного ч. 2, 4, 6 ст. 264 либо ст. 264.1 УК РФ.
Субъект специальный – лицо, достигшее 16 лет, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения, ранее подвергнутое одному из указанных административных взысканий либо имеющее судимость за перечисленные преступления.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.

Комментариев нет:

Отправить комментарий