вторник, 28 апреля 2020 г.

Лекция УП 3 курса ДБО и Хасавюрта, Государственные прест. 275-283 УК


Тема: Государственные преступления (275-279,281,282, 283 УК РФ)
1.     Государственная измена (ст. 275 УК РФ). Общественная опасность деяния состоит в том, что в результате его совершения подрываются основы внешней безопасности, неприкосновенность территории и обороноспособность государства.
Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина РФ, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации.
Объектом государственной измены является внешняя безопасность Российской Федерации, которая обеспечивается посредством сохранения конституционного строя, суверенитета страны, неприкосновенности ее территории и обороноспособности от внешних угроз. Государственная измена может быть совершена лишь в пользу какого-то определенного государства гражданином Российской Федерации.
Объективную сторону преступления образуют следующие деяния:
1) шпионаж,
2) выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
3) оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации
Первой формой государственной измены является шпионаж. Его объективные признаки совпадают с описанными в диспозиции состава шпионажа как самостоятельного преступления (ст. 276 УК РФ) и заключаются в передаче, а равно собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
В зависимости от предмета различают два вида шпионажа: шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, и шпионаж, предметом которого являются иные сведения, но при условии, если они собирались по заданию иностранной разведки для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Под передачей указанных в статье сведений понимается их сообщение иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Сообщение это может быть сделано любым способом.

Собирание таких сведений осуществляется различными способами (путем личного наблюдения, фотографирования, ксерокопирования, записи и т.п.).
Похищение сведений – это противоправное изъятие из учреждений, предприятий, организаций, у отдельных лиц определенных документов (планов, чертежей, отчетов и т.п.), содержащих государственную тайну.
Хранение сведений может осуществляться как в помещениях, так и в других местах с целью передачи их адресатам шпионажа.
Передача или собирание иных сведений, т.е. хотя и не содержащих государственной тайны, но предназначенных для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, образует состав шпионажа лишь в случае, если это делается по заданию иностранной разведки.
Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что гражданином Российской Федерации, которому по службе или работе были доверены сведения, составляющие государственную тайну, эти сведения умышленно сообщаются иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Выдача государственной тайны может осуществляться любым способом (устно или письменно, с помощью чертежей или образцов изделий и т.п.).
Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб внешней безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне»).
Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной).
Перечень таких сведений определяется Правительством РФ и утверждается Президентом РФ. Сведения, составляющие государственную тайну, подлежат засекречиванию: материальные носители таких сведений имеют три степени секретности (грифа секретности): «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Допуск к этим сведениям ограничен, а за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.

Отличие шпионажа от выдачи государственной тайны состоит в том, что шпионаж выражается в передаче, а равно в собирании, похищении или хранении с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.
Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в процессе проведения враждебной деятельности против Российской Федерации заключается в таких действиях, которые не охватываются ни шпионажем, ни выдачей государственной тайны. Это могут быть: вербовка гражданина России в качестве агента иностранного государства, предоставление убежища агентам иностранной разведки, снабжение их фальшивыми документами, продуктами питания, средствами передвижения, инициативная передача сведений, не составляющих государственной тайны, но интересующих иностранные государства, иностранные организации или их представителей в целях проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации и пр.
Государственная измена считается оконченной с момента совершения действий независимо от наступивших последствий. Так, шпионаж окончен с момента сбора сведений, составляющих государственную тайну; выдача государственной тайны окончена с момента фактической передачи сведений адресату; иное оказание помощи – с момента фактического оказания такой помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.
Субъектом государственной измены является только гражданин РФ, достигший возраста 16 лет.
С субъективной стороны государственная измена может быть только умышленной. При этом все формы такой измены могут быть совершены только с прямым умыслом. Мотивы данного преступления могут быть различными и не влияют на квалификацию содеянного.
Примечание к ст. 275 предусматривает освобождение лица от уголовной ответственности за государственную измену (а также за шпионаж и за насильственный захват или удержание власти), если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится признаков иного состава преступления. Вопрос о том, способствовало ли лицо предотвращению дальнейшего ущерба или нет, решает суд.

2.     Шпионаж (ст. 276 УК РФ). Шпионажем признается передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате совершенного деяния наносится серьезный ущерб экономическим, военным, политическим интересам государства.
Непосредственным объектом шпионажа выступает внешняя безопасность государства.
Предмет преступления образуют: 1) сведения, составляющие государственную тайну; 2) иные сведения, не образующие государственной тайны. К последним может быть отнесена любая информация, которую лицо собирает по заданию иностранной разведки для использования ее в ущерб внешней безопасности государства: данные о местонахождении оборонных предприятий, воинских частей, снимки и схемы железнодорожных узлов, участков путей сообщений, транспортных развязок, портов и аэропортов, информация, характеризующая ученых и специалистов, данные о документах, удостоверяющих личность, порядке их получения и замены, условия оформления разрешений, пропусков въезда в особые зоны и районы и т.д.
По объективной стороне самостоятельный состав шпионажа идентичен со шпионажем как формой государственной измены.
Субъектом шпионажа является только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.
Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом: лицо осознает, что собирает, похищает, хранит с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям соответствующие сведения в ущерб внешней безопасности, и желает этого.
На состав шпионажа распространяется примечание к ст. 275 УК РФ об условиях освобождения от уголовной ответственности.
3.     Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ). Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, представляет угрозу основам конституционного строя и политической стабильности, так как создает обстановку, при которой обостряются противоречия в политической сфере, подрывается авторитет государства на международной арене.
Основным непосредственным объектом преступления являются конституционный строй и политическая система России, а дополнительным – жизнь государственного или общественного деятеля.
Государственным деятелем признается лицо, занимающее высокий пост в органах государственной власти Российской Федерации: Президент, председатель и члены правительства, депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, а также иные лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, к которым в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ относятся должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Общественные деятели – это руководители или активные члены политических партий и общественных объединений, занимающихся политической деятельностью. Общественными деятелями следует считать также официально зарегистрированных кандидатов в депутаты Федерального Собрания на период проведения избирательной кампании.
Объективная сторона преступления выражается в посягательстве на жизнь, т.е. в убийстве или в покушении на убийство.
Преступление считается оконченным в момент покушения, т.е. действий, непосредственно направленных на лишение жизни, независимо от фактически причиненного вреда жизни или здоровью потерпевшего.
Посягательство на жизнь рядовых государственных служащих или рядовых представителей общественных организаций в связи с осуществлением служебной деятельности или выполнением общественного долга охватывается составом квалифицированного убийства (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является цель – прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо мотив – месть за указанную деятельность.
4.     Насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ). Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации в прежнем Уголовном кодексе определялись как заговор с целью захвата власти и относились к измене Родине (ст. 64 УК РСФСР I960 г.). Как отмечается в литературе, это деяние хотя и является по своей юридической природе государственным преступлением, но к государственной измене не может быть отнесено, так как не связано с изменой в пользу другого государства.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, регулирующие установленные Конституцией РФ основы конституционного строя, формирование и функционирование государственной власти.
Объективная сторона преступления заключается в действиях, направленных на насильственные: 1) захват власти; 2) удержание власти; 3) изменение конституционного строя Российской Федерации.
Общим признаком для всех этих действий является их насильственный характер. Формы и степень насилия не ограничены законом. Насилие может быть вооруженным, совершаться как одним человеком, так и группой.
Поскольку законодатель не конкретизировал, на захват какой власти направлены насильственные действия, Верховный Суд РФ предлагает иметь в виду все три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Захват власти означает смещение со своих постов и лишение властных полномочий руководителей органов власти, присвоение их функций виновными.
Удержание власти имеет место тогда, когда виновные, обладающие властью, но обязанные сложить свои полномочия согласно Конституции (отстранение в соответствии с законом от должности, переизбрание и т.п.), делать этого не желают и насильственно удерживают власть.
Третий вид действий направлен на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. Под изменением конституционного строя следует понимать подрыв основ, закрепленных в гл. 1 Конституции РФ. Оно возможно лишь в масштабах всей страны.
Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.
Субъект насильственного удержания власти – бывший носитель государственной власти, по Конституции обязанный передать ее другим лицам (лицу).
С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что его действия противоречат Конституции, и желает антиконституционным путем захватить власть, удержать ее или изменить конституционный строй.
5.     Вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ). Согласно словарю русского языка мятеж – это стихийное восстание, вооруженное выступление против власти. Именно таким образом определяет вооруженный мятеж Л.Л. Кругликов: «Вооруженный мятеж – это восстание, целью которого выступает а) свержение или б) насильственное изменение конституционного строя РФ либо в) нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
В отличие от массовых беспорядков, которые также отчасти носят характер восстания, но, как правило, возникают стихийно, вооруженный мятеж – это хорошо продуманные, спланированные и профессиональные действия, поскольку вооруженному выступлению мятежников обычно предшествует длительная и тщательная подготовка.
От организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208 УК РФ) вооруженный мятеж отличается по объективной стороне и направленности умысла. Состав ст. 208 УК РФ не предусматривает совершения активных действий, связанных с вооруженным выступлением в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации. Поэтому в случаях, когда вооруженному мятежу предшествовало создание незаконного вооруженного формирования, члены которого в последующем влились в ряды мятежников, действия виновных лиц следует квалифицировать по реальной совокупности преступлений ст. 208 и 279 УК РФ. Если же изначально незаконное вооруженное формирование создавалось в целях, перечисленных в диспозиции ст. 279, и сразу приступило к активным действиям по их реализации, содеянное следует квалифицировать только по ст. 279.
Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате насильственных действий с использованием оружия свергается законно установленная власть, происходит изменение конституционного строя, нарушается территориальная целостность России.
Непосредственные объекты этого преступления – основы конституционного строя, внутренняя безопасность и территориальная целостность Российской Федерации.
Объективная сторона вооруженного мятежа выражается в двух формах: 1) в организации вооруженного мятежа и 2) активном участии в нем.
Под организацией мятежа понимается деятельность лица или нескольких лиц, умышленно поднявших людей на вооруженное восстание (мятеж) против законной власти, а также действия по руководству мятежом.
Действия организатора могут выражаться в вербовке и подготовке участников мятежа, планировании мятежа, распределении ролей между участниками и т.п.
Активное участие предполагает не просто нахождение в составе мятежных вооруженных формирований, а совершение действий, направленных на достижение целей мятежа (захват правительственных зданий, транспортных узлов, объектов связи, средств массовой информации и иных объектов, оказание власти вооруженного сопротивления, участие в применении силы к представителям власти или иным лицам и т.п.).
Обязательным признаком состава является вооруженность, т.е. наличие оружия и возможность его применения.
Вооруженный мятеж считается оконченным преступлением с момента вооруженного выступления мятежников с требованиями свержения или изменения конституционного строя или нарушения территориальной целостности России угрозой в противном случае осуществить свои требования вооруженной силой.
Ответственность за вооруженный мятеж несут только его организаторы и активные участники, достигшие 16-летнего возраста.
С субъективной стороны действия таких лиц характеризуются прямым умыслом и специальными целями: свержение или насильственное изменение конституционного строя либо нарушение территориальной целостности государства.
Преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность Российской Федерации
6.     Диверсия (ст. 281 УК РФ). Общественная опасность преступления заключается в том, что в результате диверсии причиняется значительный ущерб экономике страны, ослабляется ее обороноспособность.
Непосредственными объектами диверсии являются экономическая безопасность и обороноспособность Российской Федерации.
Объективная сторона преступления характеризуется активными действиями – совершением взрывов, поджогов или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей сообщений, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.
Под разрушением указанных в ст. 281 объектов понимается приведение их в полную негодность.
Повреждение этих объектов отличается от разрушения тем, что в этих случаях соответствующие объекты временно или частично выведены из строя и возможно их восстановление.
Преступление окончено с момента совершения взрывов, поджогов и иных действий, направленных на разрушение или повреждение объектов диверсии независимо от наступления или ненаступления преступного результата.
Субъект преступления – любое лицо, т.е. гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью: виновный преследует цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
По цели диверсию следует отличать от такого преступления, как террористический акт. Если же виновный, совершая взрывы, поджоги и иные действия, преследовал как цели диверсии, так и цели терроризма, то его действия следует квалифицировать по совокупности этих преступлений.
Часть 2 ст. 281 предусматривает ответственность за диверсию при квалифицирующих обстоятельствах: совершенную организованной группой (п. «а») и повлекшую причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий (п. «б»).
Под иными тяжкими последствиями следует понимать причинение вреда здоровью людей, длительное нарушение работы предприятий, транспорта, инфраструктуры и т.д.
Особо квалифицированный состав диверсии предусмотрен ч. 3 ст. 281 УК РФ. Таковым признаются деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 данной статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку.
7.     Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ). В качестве непосредственного объекта рассматриваемого преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок сохранности государственной тайны, нарушение которого может причинить ущерб экономической безопасности и обороноспособности страны.
Предметом данного преступления являются сведения, составляющие государственную тайну, понятие которой было раскрыто при характеристике государственной измены (ст. 275 УК РФ).
Объективная сторона преступления заключается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение с нарушением установленного порядка (правил) этих сведений, в результате чего они стали известны другим лицам.
Состав разглашения сконструирован как формальный: преступление окончено с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу; причинения вреда интересам государства не требуется.
Постороннее лицо – это лицо, которому соответствующие сведения не были доверены и не стали известны по службе или работе. Это могут быть лица как не имеющие допуска или доступа к государственной тайне, так и имеющие такой допуск или доступ, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.
Субъект преступления специальный. Ответственность за разглашение несет только лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе или работе. Таковыми следует считать лиц, имеющих допуск или доступ к государственной тайне.
Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну той или иной степени секретности.
Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну.
Субъективная сторона преступления характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Лицо осознает, что разглашает сведения, составляющие государственную тайну, предвидит как возможность, так и неизбежность того, что они станут достоянием других лиц, и желает либо сознательно допускает это, или относится к этому безразлично.
Если разглашение сведений, составляющих государственную тайну, повлекло причинение по неосторожности тяжких последствий, наступает повышенная ответственность по ч. 2 ст. 283.
Тяжесть последствий определяется судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, характера использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.п.). Тяжкими последствиями признаются, например, переход сведений к иностранным спецслужбам, срыв перспективных научных исследований, причинение значительного экономического ущерба, необходимость замены государственного шифра, системы специальной связи и т.д.
Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ). Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате совершаемых деяний разжигается социальная, расовая, национальная, религиозная рознь. Национализм, расизм, религиозная нетерпимость и вражда становятся причинами конфликтов между людьми, группами граждан, регионами и государствами.
Объективная сторона преступления может выражаться в различного рода действиях, направленных на: 1) возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды; 2) унижение национального достоинства; 3) пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.
Под возбуждением ненависти или вражды понимается попытка создать конфликты между гражданами по указанным в диспозиции ч. 1 ст. 282 признакам.
Унижение достоинства человека представляет собой выражение дискриминационного отношения к определенному лицу или группе лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения и др.
Под пропагандой следует понимать оказание активного влияния на людей с помощью документов, слов, рисунков, предпринятое в целях побудить этих людей к совершению определенных действий, зарождения у них решимости и стремления совершить определенные действия или же способствования уже существующему намерению.
Обязательным условием ответственности является совершение действий публично или с использованием средств массовой информации.
Преступление окончено с момента совершения действий, указанных в законе, независимо от наступивших последствий.
Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает характер совершаемых им действий и желает их совершить.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» (п. 9) подчеркивается, что в отличие от предусмотренных гл. 16 УК РФ насильственных преступлений против жизни и здоровья, совершаемых по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 115, п. «б» ч. 2 ст. 116, п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ), насилие, применяемое при совершении преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, является не только выражением ненависти в отношении конкретного потерпевшего, но и направлено на достижение специальной цели – возбуждение ненависти или вражды в других людях (о чем, например, может свидетельствовать применение в общественных местах в присутствии посторонних лиц насилия в отношении потерпевшего (потерпевших) по признаку принадлежности к определенной расе или национальности, сопровождаемое расистскими или националистическими высказываниями).
Часть 2 ст. 282 предусматривает квалифицирующие признаки совершения этого преступления. Таковыми являются: применение насилия или угроза его применения; использование лицом своего служебного положения; совершение деяния организованной группой.
Степень физического насилия законодатель не указывает, следовательно, она может быть любой. Однако если насилие привело к смерти потерпевшего или причинению тяжкого вреда его здоровью, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.
Угроза применения насилия как способ совершения квалифицированного состава данного преступления есть угроза применения физического насилия.
Совершение данного преступления лицом с использованием своего служебного положения предполагает, что эти действия совершают не только должностные лица, но и любые другие, чье служебное положение позволяет им использовать его для совершения данного преступления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий