Тема I. Понятие уголовной политики борьбы с
отдельными категориями преступности
План лекции:
1.
Понятие
уголовной политики борьбы с преступностью
2.
Соотношение
терминов «борьба с преступностью» и «противодействие преступности»
3.
Соотношение
терминов «борьба с преступностью» и «противодействие преступности»
1. Понятие уголовной политики борьбы с
преступностью
В
современный период в условиях дальнейшей демократизации общества весьма важной
задачей становится разработка и реализация нормативно-правовых и
организационно-управленческих мер борьбы с преступностью. Эффективная
организация борьбы с преступностью невозможна без выработки и проведения
государством особой политики. Такую политику,
пишет Н.Э. Мартыненко, называют уголовной политикой .
Содержанию
понятия «уголовная политика» посвящено множество научных исследований. Впервые
термин "уголовная политика" использовал в своих трудах в Фейербах 1804 году.
Упоминания об уголовной политике содержится также в работах Хенке, Бентама,
Бемера, Капплера, Листа и др. В дореволюционной России об уголовной политике
писали: Чубинский, Фойницкий, Пионтковский, Таганцев и т.д. Исследованию
уголовной политики в России в 60–90-е годы XX века придавали значение многие
ученые: А.А. Герцензон, В.Н. Кудрявцев, П.С. Дагель, М.М. Бабаев, Г.М.
Миньковский, М.П. Клейменов и целый ряд других авторов. В частности А.А.
Герцензон писал: "Уголовная политика направляет деятельность органов
государственной власти и общественности в борьбе с преступлениями и иными
общественно опасными поступками, основываясь на точном исполнении
законов".
Анализ
научных трудов, посвященных данной проблеме, показывает, что ученые по разному
подходят к определению понятия «уголовная политика». Одни авторы пишут, что
«уголовная политика как одно из направлений социальной политики, – это
государственная политика в области борьбы с преступностью. Уголовная политика определяет
стратегию и тактику этой борьбы» . Другие говорят об уголовной политике как
политике определения основных направлений стратегии и тактики борьбы с
преступностью . А.А. Герцензон пишет, что уголовная политика реализуется в
процессе применения на практике как специальных мер (криминологических,
уголовно-процессуальных, исправительно-трудовых, уголовно-правовых), так и мер
чисто социального характера (экономических, идеологических, медицинских и
т.д.)» .
Изложенные
концепции уголовной политики позволяют выделить широкое и узкое ее понимание.
Широкое понимание уголовной политики предопределено правовыми нормами , с этой
точки зрения в рамках уголовной политики можно различать: политику
уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную, политику в
сфере профилактики преступности, политику уголовно-тактическую,
уголовно-профилактическую, криминалистическую, пенитенциарную,
оперативно-розыскную и др.
С
точки зрения Н.А. Лопашенко понятие «уголовной политики» в науке
рассматривается в трёх уровнях:
• как государственная политика борьбы с
преступностью, определяемая и реализуемая как правовыми, так и внеправовыми
средствами противодействия преступности.
как
государственная политика борьбы с преступностью, определяемая и реализуемая на
основании только норм права .
• как государственная политика борьбы с
преступностью, определяемая и реализуемая исключительно нормами уголовного
права.
В
современных науках криминального цикла ведется дискуссия о необходимости
разработать Основы государственной политики борьбы с преступностью в Российской
Федерации . Безусловно, принятие такого нормативного акта является актуальным,
так как в нём будет закреплён и понятийный аппарат – дефиниции уголовной и
(или) уголовно-правовой политики. Говорить же о том, какой должна быть
уголовная или уголовно-правовая политика, не исходя из единого понимания
содержания этих дефиниций, представляется весьма затруднительным.
Кроме
того, понятие уголовная политика рассматривается ещё более узко. В этом случае
под ней понимается та часть или направление государственной политики в области
борьбы с преступностью, которая реализуется средствами и методами только
уголовного права.
Следует
иметь в виду, что государственная политика противодействия преступности
объединяет в себе не только правовые, но
и социальные, экономические и иные меры, направленные на пресечение,
реагирование и предупреждение преступности.
Таким
образом, уголовная политика – это государственная политика борьбы с
преступностью, заключающаяся как в
нормативном, так и в ином определении мер, направленных на противодействие
преступности, устранение её причин и последствий, как через соответствующую
деятельность органов государственной
власти, так и через деятельность общественную.
Выводы:
• Уголовно-правовая политика является частью
уголовной политики, которая не выходит за пределы предмета и метода уголовного
права.
• Термин «уголовно-правовая политика» можно
рассматривать и понимать двояко – как уголовную политику, определяемую и
реализуемую только через нормы уголовного права или как через нормы права
вообще. При второй трактовке объём понятия уголовно-правовой политики
получается значительно более широким.
2. Соотношение терминов «борьба с
преступностью» и «противодействие преступности»
Наибольшую
сложность при характеристике уголовной политики в юридической науке имеют
вопросы, связанные с понятийными ее индикаторами. В частности, в трудах ученых
криминалистов встречаются отличающиеся по форме ее определения. Так, одни
ученые пишут «уголовная политика противодействия преступности», другие –
«уголовная политика борьбы с преступностью». В этой связи необходимо определить
соотношение терминов «борьба с преступностью» и «противодействие преступности».
Термин
"борьба с преступностью" широко применяется в правовых и других
официальных документах, а также в научных трудах. Организация Объединенных
Наций проводит конгрессы по борьбе с преступлениями и обращению с
правонарушителями.
Термина
«борьба с преступностью» применяется для обозначения сложной системно-структурной
деятельности, имеющей цель добиться снижения преступности и степени ее
общественной опасности, устранить или нейтрализовать детерминанты, причины
преступности.
Достижение
указанной цели понималось таким образом, что борьба с преступностью представляет
собой одну из сфер социального управления в широком смысле слова, так как это,
прежде всего, воздействие на причины и условия, порождающие преступления и
преступность, влияющие на их развитие. Борьба с преступностью предполагает
также воздействие на лиц, совершающих преступления, саму преступность в целях
недопущения рецидива преступлений и самодетерминации преступности. То есть сюда
же включается правоохранительная деятельность по раскрытию и пресечению
преступлений, выявлению виновных и их наказанию.
В
последнее время особенно часто ставится под сомнение допустимость применения
термина "борьба с преступностью". Его предлагают заменить другими:
"контроль", "противодействие". Иногда употребляют и понятие
"война". Однако указанные определения представляются более уязвимыми,
чем "борьба с преступностью".
В
юридической науке и практической деятельности правоохранительных органов термин
«противодействие преступности» весьма часто отождествляется с термином «борьба
с преступностью». Так, например Р.Ф. Арутюнян, исследуя проблему
противодействия организованному терроризму в кавказском регионе СНГ, не делает
различий между противодействием терроризму и борьбой с терроризмом [1, с. 27].
В.И.
Даль раскрывает смысл глагола «противодействовать» как «перечить, идти противу,
наперекоръ, мешать и стараться уничтожить другое действие» [5, с. 520].
Отсюда
суть термина «противодействие» сводится к таким понятиям, как борьба и
сопротивление. При этом термин «борьба» оказывается более узким понятием по
отношению к термину «противодействие» и входит в его содержание в качестве
составной части. Так, с точки зрения отдельных авторов понятие противодействия
преступлениям террористического характера шире понятия борьбы с преступлениями
террористического характера [14, с. 45-46; 15, с. 184].
Такая
трактовка соотношения терминов «борьба с преступностью» и «противодействия
преступности» заложена и в нормативных актах. Так, в Федеральном законе от
25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
говорится о том, что «противодействие экстремистской деятельности
осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических
мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на
выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих
осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и
пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений,
иных организаций, физических лиц» [36, ст. 3].
Раскрывая
основные понятия, используемые в федеральном законе от 25 декабря 2008 г. №
273-ФЗ «О противодействии коррупции», законодатель определяет противодействие
коррупции как «деятельность федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц
в пределах их полномочий:
а)
по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению
причин коррупции (профилактика коррупции);
б)
по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию
коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в)
по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений»
[37, ст. 1].
Между
тем «Противодействие» в целом трактуется как уничтожение другого действия, идти
наперекор чему-либо, мешать чему-либо. Очевидно, что данный термин не отражает
сути рассматриваемой деятельности. Поэтому считаем более целесообразным
использовать термин «борьба с преступностью».
3. Содержание и принципы уголовной
политики борьбы с преступностью
Содержание
уголовной политики борьбы с преступностью включает в себя:
• разработку государственной концепции
(доктрины) борьбы с преступностью;
• перевод выработанных концепций в сферу
практических мероприятий по реализации уголовной политики; определение основных
направлений борьбы с преступностью, выделение в ней ударных точек, аспектов,
акцентов;
• разработку целевых программ, стратегических
планов борьбы с преступностью; определение конкретных форм и способов
практического осуществления намеченных мероприятий;
• обеспечение оптимально возможного в конкретных
условиях воздействия на факторы, детерминирующие преступность, в целях их
сдерживания, минимизации, нейтрализации, локализации;
• установление общих положений и принципов
уголовной ответственности;
• обеспечение неотвратимости ответственности за
совершенные преступления, ее дифференциации и индивидуализации;
• обеспечение эффективности исполнения
уголовного наказания;
• - обеспечение действенной социальной адаптации
(ресоциализации) лиц, отбывших наказание.
Принципы
уголовной политики борьбы с преступностью, как и всякие принципы, представляют
собой основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе всей системы
мер по противодействию преступности.
Система
принципов уголовной политики включает в себя принципы:
• социальной и научной обоснованности;
• законности и согласованности с разделяемым
Россией международно-правовым регулированием;
• справедливости;
• демократизма;
• гуманизма;
• экономии репрессии;
• неотвратимости ответственности.
Гуманизация
, выступая объективной потребностью развития российского общества и
государства, признается главным направлением реформы российской
уголовно-правовой системы. Направленность уголовной политики на гуманизацию
стала в настоящее время стабильной тенденцией: по многим преступлениям смягчены
наказания, устранены более строгие или введены более мягкие виды наказаний,
устранены нижние пределы санкции в виде лишения свободы, ареста или
исправительных работ; сокращены сроки наказания, введены альтернативные
наказания, изменены институты уголовного права; сокращено число лиц, отбывающих
наказание в виде лишения свободы.
Либерализация
, как самостоятельное направление уголовной политики, выражается в расширении
видов уголовного наказания, не связанных с лишением свободы человека, и
введении новых, дополнительных способов замены лишения свободы, отсрочки,
прекращения уголовного преследования и наказания по отдельным категориям
составов преступления (налоговые, экономические, взяточничество и т. п.).
Современная
концепция уголовной политики борьбы с преступностью.
Современная
уголовная политика требует качественно нового подхода, нового уровня управления
силами, задействованными на антикриминальном фронте: консолидации
государственных органов и структур гражданского общества, согласованности
действий всех ветвей власти, координации деятельности по борьбе с
преступностью.
Уголовно-правовая
политика борьбы с преступностью выступает одним из направлений реализации
государственной стратегии обеспечения криминологической безопасности и
базируется на признании фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости ее
основных положений с социальной политикой государства, а также политикой в
области профилактики преступности, защиты и поддержки потерпевших от
преступлений, исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового
характера, социальной реабилитации и надзора за лицами, отбывшими уголовное
наказание.
Среди
основных задач, стоящих на современном этапе, можно назвать комплексное решение
ряда взаимосвязанных задач уголовно-правовой политики, которые состоят в том,
чтобы:
• с учетом требований правовой определенности и
правовой стабильности нормативно зафиксировать не допускающие расширительного
толкования признаки и границы поведения, признаваемого преступным;
• обеспечить адекватность уголовного
законодательства актуальным криминальным угрозам и ведущим тенденциям в
развитии преступности;
• добиться полного соответствия уголовного
законодательства и практики его применения конституционным и
международно-правовым стандартам прав человека и безопасности;
• развивать основу и механизмы гармонизации и
унификации уголовного законодательства в рамках международного сотрудничества
РФ с иными государствами;
• гарантировать права и законные интересы лиц,
потерпевших от преступлений, обеспечить их безопасность, создать условия для
максимально полной реализации прав человека на справедливый суд и компенсацию
причиненного преступлением вреда;
• достичь качественного улучшения реального
состояния преступности, в том числе снижения объема и уровня общественной
опасности отдельных ее видов: террористической, рецидивной, организованной,
насильственной, корыстной, преступности несовершеннолетних.
Модернизации
уголовного законодательства предполагает следующее:
• исключить возможность признания преступлением
деяний, разрешенных законодательством РФ;
• детализировать критерии отграничения
преступлений от иных правонарушений, в первую очередь от административных
правонарушений, минимизировать объемы усмотрения правоприменителя в решении
вопроса об отграничении преступлений от непреступных деяний;
• конкретизировать содержание и укрепить
юридическое значение нормативной категоризации преступлений, посредством
которой установить особые правила для преступлений, не представляющих большой
общественной опасности (уголовных проступков), неосторожных преступлений,
преступлений исключительной тяжести, преступлений международного и
транснационального характера;
• оптимизировать институт соучастия в
преступлении, конкретизировать признаки соучастия;
• в соответствии с принципом обеспечения права
человека на безопасность совершенствовать систему обстоятельств, исключающих
преступность деяний, с тем, чтобы активизировать антикриминальную активность
граждан и спецслужб, одновременно защитив их от риска необоснованного
привлечения к уголовной ответственности.
• законодательно закрепить толкование основных
терминов уголовного закона и основные правила квалификации преступлений.
Одной
из задач современной уголовной политики России на современном этапе является
международное сотрудничество государств и правоохранительных органов в сфере
борьбы с преступностью. В настоящее время существует настоятельная и
объективная потребность интеграции России в мировое правовое пространство,
определение возможностей адаптации зарубежного опыта в условиях российской
действительности. Учёт зарубежной правовой культуры (законотворческой и
правоприменительной деятельности) дает новые идеи и направления, как для
развития российского уголовного законодательства, так и для определения
уголовной политики государства в целом.
Сотрудничество
в борьбе с преступностью на международном уровне осуществляется в целях:
а) оказания правовой помощи по уголовным делам,
включая выдачу преступника;
б) координации мер по предотвращению и пресечению
преступлений;
в) обеспечения неотвратимости наказания и др.
Другой
задачей современной уголовной политики является развитие системы
восстановительного правосудия. До последнего времени вся система правосудия
была сосредоточена не на пострадавшем от преступных посягательств, как это
должно быть в идеале, а на виновном. Предполагалось, что потерпевший должен
испытывать удовлетворение не от восстановления его нарушенных прав
(естественно, когда это возможно) в форме возмещения ущерба или денежной
компенсации, а от уголовного наказания, назначенного преступнику. В связи с
этим весьма позитивным является развитие процедуры примирения между обвиняемым
и потерпевшим. Это прежде всего касается случаев совершения правонарушений
несовершеннолетними. Развитые страны широко используют данную систему.
Комментариев нет:
Отправить комментарий